Центр развития личности "Триединство человека"

 

Статьи

<<Назад

Что есть вера. Антоний (Булатович)

Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар Еф.2:8

Вы, противники признания Божественной Силы Имени Господня, действующей в Таинствах и в чудесах, утверждаете, что не силою Имени Господня творились чудеса и не силою Имени Господня освящаются Св. Таинства. Вы говорите о Св. Таинствах, что они освящаются «по вере всей Церкви». Вы утверждаете также, что по субъективной вере чудесно исцеленных совершались чудесные их исцеления.

Следовательно, вы признаете, с одной стороны, Божественною силою субъективное чувство веры (в чудесах), а с другой стороны, признаете Божественною силою веру всей Церкви (в Таинствах). Но возможно ли с вами согласиться? Мы уже говорили, что под верою мы понимаем некое мысленно-словесное чувство, способное воспринимать ощущение некой идеи. Мы уже говорили, что чувство веры, возбуждаемое в субъекте какой-либо идеей, не чуждо и бессловесных животных. Мы уже установили разницу между чувством веры душевной и духовной, между верой в Истину Божественную и верой во что-либо прочее. Поэтому не будем повторять и остановимся лишь на разборе веры Божественной и на вопросе: может ли вера, понимаемая в смысле субъективного чувства, почитаться Божественной Силой? Итак, что же такое есть вера? — На это отвечает нам Апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Итак, как видите, Божественная вера есть осуществление и уверенность в невидимых и неведомых Истинах о Боге. Следовательно, здесь под словом «вера» понимается также и объект веры, то есть некий Глагол Божественного Откровения. Этот объект веры — Глагол Божий — и составляет Божественный элемент и Божественную Силу веры, а не субъективное духовное чувство, коим сей Глагол воспринимается. Поэтому Ап. Павел, точнее выражаясь об объекте веры, когда говорит о ней, то прибавляет слово «слышание» или «наставление»: «Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере» (Гал. 3:2). Под словом наставление в вере» Апостол подразумевает слышание какого-либо Глагола Откровения: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Это значит: Божественная истинная вера в человеке возбуждается слышанием, слышанное же, возбуждающее Божественную веру, есть словесная Деятельность Божества, есть Глагол Божий...

Итак в каком же смысле вера может оказываться спасительной силой? В каком смысле следует понимать слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя»? — На это нам ответ дает Ап. Павел: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17; Гал. 3:12; Евр. 10:38). — «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). — Итак вот разгадка силы веры: чувством доверия, с которым человек воспринимает обращенные к нему Глаголы Божественного Откровения, угождает человек Богу. Благоугодною своею верою Глаголам Божиим привлекает к себе человек Благоволение Отца и причащается человек Благодати и Истине Божества. Итак, вот в каком смысле о силе веры говорится: «Чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере» (Гал. 3:2). — «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:5). — «Верующие благословятся с верным Авраамом» (Гал. 3:10). — «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим,так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). — «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). — «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр. 11:4). — «Верою Авраам повиновался призванию…» (Евр. 11:8). — «Христос искупил нас от проклятия закона, ...Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13–14). — «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:22). — Итак, сила веры заключается, главным образом, в благоугодности ее Богу.

Как слух уха человеческого есть чувство, соответствующее звукам и способное воспринимать и ощущать звуковые волны; как зрение есть чувство, соответствующее зрительным лучам и способное воспринимать и ощущать световые лучи; так и духовная Божественная вера есть чувство, соответствующее Словесной Деятельности Божества и способное воспринимать Глаголы Божественного Откровения и ощущать Истину.

….

Итак, вот какая вера требуется и от всех христиан. От них требуется духовная мудрость, духовное созерцание Бога, духовное предстояние Богу в памятовании Глаголов Его, в достойном призывании Имени Его, ибо только если мы будем удовлетворять сим условиям, если оживим в себе духовный слух веры к слышанию тайных вещаний Господня Откровения, то тогда только окажемся достойными именоваться чадами Авраама. Поэтому Апостол и убеждает нас тщательно проверять свое духовное состояние — свою веру, жива ли она или омертвела: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя испытывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (II Кор. 13:5). — Познание Иисуса Христа живущего и пребывающего в нас Энергией Своей, и наипаче словесной во Имени и в Глаголах Его, возможно для нас лишь тогда, когда деятельно в человеке чувство духовной веры, которым восприемлются Глаголы Откровения,

…..

Итак, теперь для нас ясно, что именно в вере есть спасительная сила: спасительной силой является не субъективное чувство человека, но спасительно обращение Бога к человеку Деятельностью Своей, спасительно Благоволение Отца, Истина Сына и Благодать Святого Духа. Итак в «вере» Божественной Силой является, во-первых, для человека тот Глагол, который он восприемлет «слухом веры». О Божестве этого Глагола, о котором мы выше немало говорили, с совершенной непреложностью свидетельствует Апостол Павел: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем… Один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется…Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 8,12, 13).

О каких же Глаголах говорит Апостол? — О тех самых словах, которые он проповедует, то есть об Имени Господнем и словах Евангелия Его: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать слово без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»? (Рим. 10:15–16). — Итак, как видите, сила веры кроется, во-первых, в силе Божественного Глагола и в вере действует словесная Сила Божества. Но сия словесная Сила Божества тогда только приносит пользу людям, когда она воспринимается с чувством веры и когда сей Глагол, будь то Имя Господне, будь то иной Глагол Божий, «растворяется верою слышащих».

О том, что чудеса деются силою Слова Господня, Имени Господня, восприемлемого верою слышащих, о сем ясно свидетельствует повествование об исцелении хромого Апостолом Петром и Иоанном (см. Деян. 3). «Рече же Петр... во Имя Иисуса Христа Назорея востань и ходи... И вскочив стал и начал ходить... И исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним... Увидев же это, Петр сказал народу…Ради веры во имя Его, им Его укрепило сего, котрого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие пред всеми вамия» (Деян. 3:6–16). — Не ясен ли из этих слов весь процесс чуда? Хромой несомненно знал Господа Иисуса Христа во время земной жизни Его, ибо много лет сидел при тех же самых дверях церковных, прося милостыню. Несомненно, что он принадлежал к числу верующих во Иисуса Христа и слыхал о тех чудесах, которые еще при жизни Иисуса Христа творились Апостолами чрез призывание Имени Господа Иисуса; поэтому, когда Петр призвал над хромым Имя Господа Иисуса, то хромой восприял cиe глаголемое над ним Имя с горячим духовным чувством — со «слухом веры». Сей слух веры хромого в обетованный Глагол, сей слух веры в обетованное Имя Иисусово привлекли к хромому Энергию Божества. В сем Глаголе и произволил Отец явить Божественную Силу, ради Имени Иисуса. И подействовала Сила Духа Святого ради Имени Иисусова, и соделалось чудо Именем Иисусовым, как о том ясно и свидетельствует Апостол, что силою Имени Господня, воспринятого верою хромым, исцелился сей хромой. Итак, в данном случае вера хромого не явилась Божественною Силою, исцелившею хромого, но явилась лишь необходимым субъективным условием со стороны хромого, чтобы подействовала Божественная Сила Имени Иисусова, чтобы подействовал Глагол Божий, чтобы подействовала словесная Деятельность Божества, во Имени Иисусовом сокровенная.



<<Назад

Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru

Триединство
человека
Об организации | Персоналии | Проекты | Молитвы | Статьи | Документы | Контакты
Created by 5bolter 2011 разработка и поддержка сайтов