Центр развития личности "Триединство человека"

 

Статьи

<<Назад

Валерий Борисов. Философский сад

В МОСКВЕ ТЕПЕРЬ ЕСТЬ ЭДЕМ

«Цветочный клуб» №7, июнь 2007 г.

Во дворе обычной московской пятиэтажки на Сельскохозяйственной улице открылся необыч¬ный музей. Можно даже сказать уникальный музей ландшафтных идей под открытым небом. Его создатель Валерий Борисов не просто превра¬тил 20 соток дворовой территории в огромный цветник. Это философский сад, образ библейс¬кого Эдема, навеянный мотивами учения русс¬кого мыслителя Николая Федорова «Философия общего дела». Здесь есть и «Памир» –прародина человечества, и «Арарат» – первое пристанище после всемирного потопа, и «пуп земли» – все это ландшафтные композиции, выполненные с глубо¬ким знанием истории, с пониманием символики растений. Экскурсии Валерий Семенович по свое¬му саду проводит сам, рассказывает обо всем так, что заслушаешься – как никак искусствовед. И растений разных здесь видимо-невидимо, есть даже пальмы, юкки, карделины и тиссы. Сам все делает, своими руками, на собственные средства, сейчас, правда помощники появились. А ведь 40 лет назад Борисову так надоело пропа¬лывать родительский огород, что зарекся: никогда никаких клумб и грядок. Теперь вот мечтает: пусть будет сад, насколько взгляд охватит! Скоро появятся в его музее новые композиции. Нам же и идея Валерия Борисова, и ее воплоще¬ние так понравились, что решили обязательно вам рассказывать обо всех метаморфозах, которые бу¬дут здесь происходить. Но лучше, конечно, самим побывать – такого ведь нигде больше не увидишь.

Попасть может каждый желающий, вход бесплатный. Находится «Музей ландшафтных идей» по адресу: ул. Сельскохозяйственная, д. 11, кор. 2 (во дворе).

ТЕАТР ОДНОГО САДОВНИКА

«Вестник Садовода», №13, июль 2008 г.

Уже не первый год жители Москвы, оказав¬шись в этом, казалось бы, обычном дворе обычной московской пятиэтажки на Сельскохозяйственной улице, могут не только на¬сладиться красотой цветов и их прекрасным ароматом, но и занятиям. Кому же хочется заниматься прополкой, вместо того чтобы резвиться на улице с другими ребятами?!

Однако судьба распорядилась так, что обещания, данного себе в юности, Валерий не сдержал. Однажды он был в гостях у при-ятеля и увидел в его небольшой московской двухкомнатной квартире 200 горшков с ком¬натными пестролистными растениями. Это настолько вдохновило будущего садовода, что на следующий день он купил 40 горшков с голландскими растениями и расставил их у себя дома. Однако оказалось, что влажность и освещённость в квартире не отвечали тре¬бованиям растений, и большинство из них не прижилось. Но это не остановило Вале¬рия — напротив, разожгло его любопытство. И тогда он обратил свой взгляд на двор.

Лишь пара небольших клумб украшала пространство у подъезда. Одна из них была посажена Анной Лизовецкой — соседкой Валерия Борисова, которая со временем ста¬ла его верным другом в превращении двора в райский уголок Кое-какая помощь была и от районной управы — вначале 500 летни¬ков, а позже машина земли. Но просто сажать цветы либо подражать величайшим садам мира искусствоведу-садовнику было скучно, и он обратился к учению философа Николая Фёдорова, жившего в девятнадцатом веке. В своих трудах мыслитель разработал про¬грамму развития человеческой цивилизации на тысячи лет вперёд, а в числе основных задач называл выход в космос, обретение бессмертия и воскрешение. Эти идеи и легли в основу концепции сада. Они воплощают¬ся не только в расположении ландшафтных элементов, но и в подборе растений. Прямо около подъезда лилейники образуют букву S, являющуюся линией красоты в учениях художника и теоретика искусства Уильяма Хогарта и олицетворяющую волнообразность устройства мира, в котором есть вера и неверие, радость и печаль. Рядом с лилейниками растёт папоротник, заменяю¬щий пальму — ведь именно с ветвями пальмы встречали Иисуса в Иерусалиме. Правда, со временем Валерий обзавёлся и настоящими финиковыми пальмами. Они, как и многие другие контейнерные растения, в холодное время года располагаются в подъезде, за¬нимая все лестничные пролёты и образуя прекрасный зимний сад. В этом же цветнике растёт тис ягодный — тоже пасхальное рас¬тение, аналог нашей вербы, веточки которой являются символом Вербного воскресенья.

В глубине двора, слева от аллеи, названной создателем Воскресенской, расположены клумбы разной формы, названные Памир, Константинополь, Кремль, Троицкая. Каждая из них символична: Памир олицетворяет со¬бой начало цивилизации — ведь есть целая теория о том, что человечество возникло в горах Центральной Азии. Константино¬поль — образ центра древнего мира, куда че¬ловечество собрало всё, что оно выработало к тому моменту. Сейчас на клумбах растёт 5000 тюльпанов, а в контейнерах — агавы, юкки, пальмы, но в будущем ассортимент растений обязательно расширится.

Справа от дорожки композиция с названи¬ем «Кавказское ущелье». Красоту кавказских гор воспроизводят рододендроны, листовик сколопендровый, скополии, привезённые с Кавказа. Одним из мотивов является лаби¬ринт, символизирующий блуждание чело¬веческой души в поисках Бога. Чуть дальше возвышается гора Арарат с Ноевым ковче¬гом, а рядом — клумба в виде знака бесконеч¬ности, говорящая о том, что от Арарата будут непрерывно прирастать новые цивилизации.

В планах у Валерия также создание цвето¬чных композиций, олицетворяющих зага¬дочный Стоунхендж и Древний Египет как образы первых мировых цивилизаций. Он собирается посадить в своём саду много но¬вых растений: канны, амаранты, бальзамины. Они символичны в свете учения Фёдорова: например, амарант с греческого переводится как «бессмертный», а бальзамин царица Савская привезла в подарок царю Соломону.

Удивительно, но люди к увлечению Вале¬рия Борисова относятся совершенно по-раз¬ному. Есть те, кого красота у дома даже угне-тает. Один раз к нему подойти недовольные жители района, предлагавшие оставить двор нетронутым, а не загромождать его таким ко¬личеством камней и прочих ландшафтных элементов. Был и совсем ужасающий случай: как-то поздно вечером мимо проходила ком¬пания изрядно подвыпивших людей, кото¬рые что-то не поделили и пустили в ход кам¬ни с его клумбы. «Моей красотой они стали убивать друг друга!» — сокрушается Валерий. А совсем недавно утром он обнаружил, что кто-то оборвал все тюльпаны. Причём хули¬ганы не унесли оборванные цветы с собой, а варварски бросили их рядом с клумбой...

Однако московский садовник решил са¬жать цветы до тех пор, пока они не разбудят чувства во всех, кто проходит .мимо. А пока одни его не понимают, другие безразличны, третьи просто любуются созданной красо¬той, а иные помогают — кто деньгами, кто трудом, кто посадочным материалом. Самому Валерию Борисову этот труд в радость, и

поэтому он, не останавливаясь ни на минуту, продолжает сажать цветы, воплощать идеи Фёдорова и даже сочинять гимны московс¬ким «придворным» садоводам, руководству¬ясь при этом перефразированной мудростью Николая Островского: «Надо жить так, чтобы не было мучительно больно за непосаженый сад у подъезда.



<<Назад

Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru

Триединство
человека
Об организации | Персоналии | Проекты | Молитвы | Статьи | Документы | Контакты
Created by 5bolter 2011 разработка и поддержка сайтов