Центр развития личности "Триединство человека"

 

Статьи

<<Назад

Ноосферное мировоззрение

статья из Энциклопедии «Глобалистика», М. 2003, с. 705-706

Б. Г. Режабек

Ноосферное мировоззрение ставит своей целью реализовать идею В. И. Вернадского о том, что только при гармоничных отношениях научного знания, философии и религии возможно понимание мира и выработка плодотворного и ответственного отношения к нему. Исходя их представлений о Ноосфере ("сфере Разума), как возникающей при развитии Биосферы ("сферы жизни") новой геологической оболочки, реально влияющей на глобальные геологические и биологические процессы, ноосферное мировоззрение прежде всего пытается понять природу и структуру этой новой оболочки. Ноосфера может быть разделена на три тесно связанных подсистемы: Техносферу, объединяющую все средства переработки энергии и вещества, транспорта и коммуникаций, созданные совокупной мыслью человечества, Социосферу, связанную с отношениями между людьми и общественными структурами, от отношений между частными лицами до межгосударственных отношений, и Идеосферу, сферу идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания. Серьёзное научное исследование этих систем, составляющих в совокупности Ноосферу, фактически только начинается в 21-м веке, хотя предпосылки для этой работы уже созданы в трудах выдающихся учёных и мыслителей, среди которых особую роль играют идеи русских философов и естествоиспытателей (Н. Ф. Фёдоров, С. А. Подолинский, П. В. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Н.Моисеев, П. Г. Кузнецов ).

Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и вырабатывает формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий, поколений и гендерных отличий. Оно опирается на 1) науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт, 2) религиозные убеждения, не противоречащие данным науки в пределах их доказанности, и определяющие общие представления человека о смысле его существования во Вселенной и 3) философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, исходящие из того, что истины может и не существовать, для ноосферного мировоззрения не подходят).

Ноосферное движение в России

Идеи В. И. Вернадского о переходе Биосферы (см.) в Ноосферу (см.) были пра-ктически недоступны для граждан СССР до конца 60-х годов, когда сочинения В. И. Вернадского стали издавать и появились монографии, посвящённые его идеям. Эти идеи вызвали отклик среди творческой интеллигенции и появились первые ростки ноосферного движения. В 80-х годах это движение стало обретать организационное оформление. В Одессе был создан ОИН - общественный Институт Ноосферы (Е. И. Таубман) с филиалами в ряде регионов. В Москве получили возможность работать независимые семинары, где представители естественных наук, философии, религии и культуры могли совместно обсуждать проблемы ноосферы (Музей-читальня им. Н. Ф. Фёдорова - рук. С. Г. Семёнова, семинар "Человек за Ноосферу" - рук. В. Ю. Татур, семинар Ю. П. Трусова и др), появились первые конструктивные идеи о реальном формировании Ноосферы. В конце 80-х годов в России возникли первые "Ноосферные Центры" (г. Боровск, пос. Танаис, пос. Мезмай), вышли в свет не издававшиеся ранее сочинения В. И.. Вернадского и ряд книг, посвященных его жизни и творчеству.

С 1987 года регулярно издается "Бюллетень Комиссии по изучению научного наследия В. И. Вернадского" (А. Л. Яншин, Ф. Т. Яншина), издаётся "Библиотека трудов В. И. Вернадского. В 1991 году Философское общество СССР совместно с ОИН провело первую всероссийскую конференции, связанную с учением В. И. Вернадского, за ней последовал ряд конференций посвящённых этой теме. В 1991 году была создана Академия Ноосферы (президент А. Д. Урсул), в 1998 получившая статус Международной Академии Ноосферы (устойчивого развития). К 2000 году в России существует энергично развивающееся, хотя пока что разрозненное ноосферное движение, включающее как группы, связанные с действительным изучением наследия В. И. Вернадского, так и не имеющие отношения к этому, но привлечённые заманчивым словом группы эзотериков, издающих даже журнал "Ноосфера".

ЛИТЕРАТУРА:

1. В. И. Вернадский "Размышления натуралиста" М. 1976

2. Тейяр де Шарден "Феномен человека" М. "Наука", 1987

3. Мочалов И. И. " В. И. Вернадский — человек и мыслитель".— М.: Наука, 1970.

4. "Клаузура Ноосферы". Тезисы 100 докладов на научно-практической конференции "Ноосфера-настоящее и будущее человечества". Ч.1-2. М., 1988

5. Б. Г. Режабек. Дельта - региональная акция учёных // XX век и мир, №10, 1988

5а. Б. Г. Режабек Ноосферный центр.// "Проект Земного Шара Будущего", М. , 1990

6. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. М.:"Молодая гвардия",1990.-352с

7. Развитие представлений В. И. Вернадского о ноосфере. М. 1991

8. Библиография работ о ноосфере с рубрикатором. МОИЦ "Ноосфера",

9. А. Д. Урсул Ноосферная стратегия. М. 1998

10. Ф. Т. Яншина Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М. "Наука", 1996



<<Назад

Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru

Триединство
человека
Об организации | Персоналии | Проекты | Молитвы | Статьи | Документы | Контакты
Created by 5bolter 2011 разработка и поддержка сайтов